После 20 лет карьеры в медицине и академической деятельности профессор Кеннет Казлоу сменил поле деятельности и возглавил израильскую ассоциацию «Элиа», которая занимается реабилитацией детей с нарушениями зрения или слепотой. В интервью, приуроченном ко дню информирования о проблемах незрячих и людей с нарушениями зрения в Израиле, он рассказал о том, как в «Элиа» организована реабилитация и о своем пути в ассоциации.
Шел 2017 год, я уже приближался к завершению своей карьеры. К тому времени я уже 20 лет возглавлял центр реабилитации зрения в Бар-Илане и читал лекции по оптометрии. Всю свою карьеру я работал в различных клиниках в области реабилитации зрения. Мне уже было за 70, и я не мог и представить, что столкнусь с новым вызовом.
Я родился в 1948 году, в год образования государства Израиль. Вырос и получил образование в США: степень бакалавра по биологии, степень магистра по психологии и степень доктора по оптометрии. [Оптометрия - это раздел офтальмологии, посвященный методам определения оптических дефектов глаза и их коррекции с помощью оптических средств].
В 1979 году я переехал в Израиль. Филиал «Элиа» в находится в пяти минутах от моего дома в Петах-Тикве, но я узнал об этом месте буквально несколько лет назад. Коллега-оптометрист рассказал, что директор филиала ищет человека с определенными навыками, и так начался мой путь в ассоциации.
Сейчас в «Элиа» занимаются приблизительно 150 детей. Мы принимаем всех, независимо от национальности или вероисповедания родителей. У реабилитационного центра 5 филиалов, в которых работают физиотерапевты, трудотерапевты, дефектологи, инструкторы по зрению, социальные работники и т.д. Совместная работа необходима для того, чтобы все органы чувств были задействованы в поддержании того зрения, что есть у ребенка.
Когда ребенок поступает в центр, мы не только изучаем медицинские документы, но и собираем специальную комиссию, чтобы лучше узнать семью и ребенка, услышать их историю и понять, как мы можем помочь. Наряду с общими занятиями мы составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.
Моя работа в качестве профессионального директора в «Элиа» заключается не в лечении глаз. Фактически мы начинаем работать после того, как врачи сделали все, что могли. Моя работа состоит в том, чтобы помочь ребенку достичь максимального потенциала зрения. Бывают случаи, когда ребенок приходит к нам с остаточным зрением, но фактически им не пользуется. Ребенок тогда полностью зависим, как при полной слепоте. Мы помогаем максимально развивать и использовать то зрение, которое есть, и убеждаем ребенка и семью, что даже с 30% зрением можно двигаться вперед.
Зрительная система – самая сложная и важная сенсорная система человека с момента рождения. Она играет огромную роль в развитии и функционировании всего организма. Способность фокусировать взгляд, получать информацию от ближайшего окружения, различать картинку и фон – все это влияет на развитие самостоятельности и подвижности у младенца. А зрительный контакт с близкими людьми напрямую связан с развитием коммуникативных и социальных навыков.
Дети с существенными нарушениями зрения с трудом проходят основные этапы моторного развития. Успешное же прохождение этих этапов необходимо для понимания и восприятия окружающей среды, развития навыков игры, исследования и подражания, а также социальных навыков.
Десять процентов детей, которые поступают в наш центр – полностью слепые. Мы занимаемся развитием их навыков самостоятельности. И прогресс у них бывает просто невероятным. Я каждый раз поражаюсь, когда вижу, как совершенно слепой ребенок начинает бегать по траве. Исследования показали, что часть мозга, ответственная за визуальное воображение, хорошо функционирует и у слепого человека. Например, когда ему что-либо описывают.
У слепого человека визуальное воображение работает с помощью других органов чувств, которые вместе формируют целостную картину. Так, осязание посылает импульсы в область мозга, отвечающую за визуальное воображение. В это верится с трудом, но сегодня наука продвинулась настолько сильно, что разрабатываются сенсорные импланты для сетчатки, которые позволяют слепым видеть формы.
Наша цель состоит в том, чтобы дети развивали различные органы чувств, тренировали визуальное воображение. Детей постарше, в возрасте 4-6 лет, мы готовим к дальнейшему обучению. В том числе начинаем изучать шрифт Брайля и знакомим с собаками-поводырями. Одновременно с этим продолжаем работать над усилением функционирующих чувств, особенно осязания.
Есть дети с очень слабым остаточным зрением, и необходимо научить их использовать его по-максимуму. По мере того, как дети растут и развиваются, им нужно все больше навыков, требующих точности и внимания к деталям. Если не поддерживать и не развивать остаточное зрение, оно может ухудшаться вплоть до полной потери.
Это может показаться странным, но работа со зрением проводится в абсолютно темной комнате, где нет никаких внешних раздражителей. Ни света, ни цвета, ни движения, ни шума - ничего. Такая комната – один из самых эффективных инструментов для развития остаточного зрения. В ней дети учатся следить за раздражителями, протягивать к ним руки и понимать, что они из себя представляют и откуда исходят.
В темной комнате есть возможность контролировать факторы окружающей среды, которые влияют на зрительную функцию. Это, например, освещение, поле зрения, движение и нагрузка. Тем самым создаются оптимальные условия для работы с остаточным зрением.
Темнота нейтрализует визуальную нагрузку и позволяет сосредоточиться на освещенном раздражителе. Так дети учатся фокусировать свое внимание. Дети с нарушениями зрения видят раздражители, но не всегда понимают, что именно они видят. Фактически, они видят сначала детали, а потом уже всю картину в целом.
Есть еще одна очень специфическая процедура для детей с нарушениями зрения. Это гидротерапия или водная реабилитация. Данная процедура помогает преодолеть моторные затруднения. Мы используем свойства воды: плавучесть, сопротивление, гидростатическое давление, течение и теплопроводность для того, чтобы улучшить моторные навыки и дать детям обратную связь и сенсорную стимуляцию.
Во время пандемии часть работы была приостановлена, но мы продолжали осуществлять программы для младенцев, чтобы помочь им и родителям подготовиться к детскому саду. Ситуация, когда дома слепой ребенок, очень сложна. Она затрагивает всю семью - не только родителей, но также братьев и сестер. Мы стараемся оказывать поддержку всем участникам реабилитации. Но и персонал также нуждается в поддержке, т.к. работа сама по себе непростая.
Все очень радуются, когда удается добиться прогресса у ребенка, но часто, даже если прогресс значительный, его не видно с первого взгляда. Также бывает, что ребенок не достигает прогресса, но мы знаем, что сделали все возможное. Работа в команде – это то, что нас объединяет. Каждый вносит свой вклад для того, чтобы помогать ребенку развиваться.
Я привношу в «Элиа» все, что я изучал и практиковал всю жизнь: исследования, лекции, и даже тот факт, что я сам дедушка. Я чувствую, что это моя миссия.
Позвоните нам по одному из номеров
Россия +9722 560-9534 Украина +9722 560-9534 Израиль +9722 560-9534 Эл. почта info@hds.org.ilВаша заявка принята
После получения заявки мы свяжемся с вами в течение рабочего дня.