Интервью с профессором Алоном Мозес: что мы знаем о коронавирусе
СМИ переполнены информацией о COVID-19. Что доподлинно известно сейчас? Как врачи борются с вирусом в Израиле? Какие меры нужно принимать каждому?
На эти вопросы отвечает д-р Алон Мозес, руководитель отделения клинической микробиологии и инфекционных заболеваний, врач и профессор в клинике «Хадасса» более 20 лет. С недавнего времени д-р Мозес – президент Израильского общества по инфекционным болезням.
Ниже мы публикуем интервью с проф. Мозес от 18.03.2020
Источник: https://www.hadassah.org/news-stories/covid-19-allon-moses-recap.html
Вопросы и ответы
-
Как вы оцениваете ситуацию с пандемией в целом?
Мы еще многого не знаем о коронавирусе. За свою практику я был свидетелем многих эпидемий – СПИД, эбола, коронавирусы SARS и MERS. Сейчас мы в разгаре одной из самых серьезных эпидемий современности.
Давайте посмотрим на общую картину. Распространение коронавируса началось с одного города в Китае. Среди сотрудников и посетителей рынка животных и морепродуктов было зарегистрировано несколько случаев пневмонии. За 2 месяца инфекция от 3-4 человек распространилась по всему миру.
Человечество уже сталкивалось с коронавирусом. Это целое семейство вирусов. Четыре из них вызывают легкие респираторные инфекции верхних дыхательных путей, они малоинтересны. Два типа коронавируса представляют наибольший интерес – это SARS и MERS.
Вспышка SARS, атипичной пневмонии, началась в конце декабря 2002 года, на юго-востоке Китая. В феврале 2003 года ВОЗ объявила о пандемии. Вирус также вызывал острую респираторную инфекцию. Смертность при SARS составляла 10-15 %, что в разы превышает смертность от COVID-19. Но инфективность SARS (способность вируса проникать в организм человека, выживать и размножаться в нем) была намного меньше. Интересно то, что эта пандемия исчезла так же резко, как и возникла - в июле 2003 года.
Второй раз человечество столкнулось с коронавирусом в 2012 году – вспышка MERS, ближневосточного респираторного синдрома, началась в Саудовской Аравии.
И SARS, и MERS пришли к человеку от животных. SARS – от летучих мышей, как и COVID-19, а MERS - от верблюдов.
-
В чем отличия этой пандемии?
Я часто слышу, как люди говорят: «Это обычный грипп, не о чем волноваться». Мое мнение - это ошибка. Человечество в своей истории постоянно сталкивалось с гриппом. Каждый год можно пройти сезонную вакцинацию. У большинства людей есть защитные антитела, приобретенные после болезни или в результате вакцинации. Кроме того, у нас есть эффективные препараты от гриппа.
И это основные отличия коронавируса от сезонного гриппа. У населения пока нет иммунитета от COVID-19, а также нет вакцины и препаратов. С данным типом вируса мы еще не сталкивались, и вся популяция подвержена инфекции. Именно поэтому пандемию нужно воспринимать всерьез.
-
Как можно прогнозировать потери от коронавируса?
Есть 2 основных показателя – инфективность и смертность. Зная их, мы можем прогнозировать приблизительное количество летальных исходов.
Новый коронавирус обладает высокой инфективностью. Параметр Ro описывает, сколько человек заразится от одного больного. Например, корь – крайне заразная болезнь, Rо = 18. Это означает, что от одного больного корью заразится 18 человек. Для обычного гриппа Rо = 1,3-1,5 и это низкий показатель.
По оценкам на сегодня, для коронавируса Ro = 2,5-4.
COVID-19 более инфективен, чем сезонный грипп, эбола и MERS.
Во время пандемии SARS показатель смертности был 10-15 %. Смертность при сезонном гриппе – 0,1 %, а при новом коронавирусе - 2-3 %, то есть минимум в 20 раз больше.
Принимая во внимание инфективность и смертность COVID-19, а также тот факт, что у большинства людей нет антител, мы приходим к выводу, что теоретически любой человек может быть инфицирован. Если смертность составит 1%, но будут заражены 1 млн человек, количество смертей будет – 10 000 на каждый миллион.
Сейчас на земле живет 7,5 млрд человек. Легко подсчитать, к каким последствиям может привести инфицирование 10, 20 или 30 % населения. Именно для того, чтобы не допустить такой ситуации, во всем мире ввели карантинные меры.
В Италии пандемия распространилась стремительно, многие были заражены за короткий срок. Такая ситуация создает огромную нагрузку на систему здравоохранения. За 2-3 недели помощь потребовалась тысячам пациентов в тяжелом состоянии. Но если такое же количество растянуть на более долгий срок – 3-6 месяцев, с этим система может справиться.
-
Значит, основная цель - замедлить распространение инфекции?
Да, это сейчас наша основная цель, по 2-м причинам:
- Дать возможность больницам справиться с нагрузкой: чтобы хватало медперсонала и аппаратов ИВЛ
- Выиграть время на поиск лекарств. Препаратов с доказанной эффективностью от коронавируса пока нет.
Пока мы наблюдаем успешное применение 2 препаратов. Это Хлорохин (Сhloroquinе) – препарат против малярии и Ремдесивир (Remdesivir) – препарат против эболы.
Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование, необходимое для утверждения препаратов, еще не проводилось. Но собранные на сегодняшний момент данные позволяют предположить, что препарат ремдесивир компании Гилиад (США) эффективен в лечении больных в тяжелом состоянии.
В «Хадассе» уже есть такой случай – пациент в тяжелом состоянии был на ИВЛ, но после приема ремдисивира его состояние стабилизировалось за несколько дней.
-
Как мы можем замедлить распространение?
Есть 2 пути:
- Тестировать на коронавирус как можно больше людей. И если результат положительный, отправлять заболевших на карантин. Это метод с успехом применяется в Южной Корее, ежедневно они делают более 15000 тестов. В Израиле мы делаем только 400 и стараемся повысить эту цифру до 1000-5000.
- Отправить всю страну на карантин, как это сделали в Китае. И если сейчас не обсуждать этическую сторону, это тоже сработало. Так же поступили в Италии. У них были тяжелые 3 недели, и количество умерших пациентов увеличивалось по экспоненте. Сейчас 60 млн жителей Италии находятся в изоляции. И за последние 3 дня наблюдается замедление роста смертности.
Нет межличностных контактов - нет передачи инфекции. Если инкубационный период продолжается 2 недели, и за это время удается снизить число новых случаев до 0, эпидемия заканчивается. Именно это произошло в Китае. Им удалось снизить число новых заболевших ежедневно с 2000-3000 до 10-20 за последние 10 дней.
Страны, которые достигли успеха в борьбе с коронавирусом - Сингапур, Китай, Южная Корея. Западный мир, особенно такие небольшие страны, как Израиль, сейчас на стадии роста заболеваемости по экспоненте. В начале эпидемии к нам ежедневно поступало 1-2 пациента, сейчас эта цифра приближается к 15. К счастью, в «Хадассе» только 4 пациента находятся в критическом состоянии и случаев смерти пока не было.
Лучшее решение – это оставаться дома и снизить до минимума риск заражения. В Израиле на сегодняшний день приняты наиболее строгие карантинные меры.
-
Когда все это закончится?
Если обратиться к истории, пандемия SARS исчезла также внезапно, как и началась, продлившись с декабря 2002 по июль 2003. Но COVID-19 более инфективен, чем SARS. Есть теория, что вирус не переживет летнюю жару. Я не думаю, что пандемия исчезнет летом, но не исключаю такой возможности.
Если этого не произойдет, мы победим пандемию, когда разработаем вакцину против COVID-19. Как правило, этот процесс занимает минимум 1,5 года – необходимы испытания вакцины на эффективность и безопасность.
-
Может ли человек заразиться повторно?
Обычно если в организм проникает вирус дикого типа: корь, цитомегаловирус, вирус Эпштейна-Барра, переболев однажды, мы получаем иммунитет на всю жизнь. Другие вирусы – такие, как сезонный грипп, мы можем подхватывать вновь и вновь. Причина в том, что такие вирусы меняются от сезона к сезону. И антитела, которые мы выработали к предыдущему штамму, не эффективны против его новой версии. Вирус, против которого мы никак не можем разработать вакцину – это ВИЧ, поскольку он меняется слишком быстро.
Пока неясно, к какому типу относится COVID-19. Есть данные, что люди, перенесшие его, вырабатывают антитела в достаточном количестве. Эти антитела используются для лечения пациентов в остром состоянии. Мы предполагаем, что у переболевших будет иммунитет, но пока не знаем наверняка. Естественный иммунитет к новому коронавирусу отсутствует.
-
Как лечат пациентов сейчас, есть ли эффективные противовирусные?
Цель лечения любой вирусной инфекции – формирование у пациента антител, чтобы иммунная система могла справиться с вирусом сама. Современная медицина успешно разрабатывает противовирусные препараты, хороший пример – препараты для подавления ВИЧ.
Сейчас для лечения коронавируса тестируются ремдесивир и хлорахин. Еще несколько препаратов готовятся к тестированию. Могу вас заверить, фармацевтические компании работают на пределе своих возможностей. Думаю, мы найдем эффективное противовирусное раньше, чем разработаем вакцину.
Именно поэтому нужно замедлить распространение инфекции и растянуть количество новых случаев во времени – пока у нас не появится эффективное средство.
-
Как работают тесты на коронавирус?
Тесты делятся на 2 типа:
- Для обнаружения антител, которые организм выработал против вируса
- Для обнаружения самого вируса
Первые проводить труднее, поскольку антитела формируются долго. Чтобы в крови выработалось количество антител, достаточное для обнаружения, может понадобиться до 2-х недель. Этот способ хорошо подходит для наблюдения за пациентами уже после лечения и для того, чтобы понять, есть ли антитела у популяции в целом. Но сейчас мы еще не на этой стадии.
Для обнаружения вируса в организме человека применяют ПЦР-тест. Метод ПЦР (полимеразной цепной реакции) предполагает многократное копирование РНК вируса, обнаруженного в пробе крови. ПЦР – очень специфичный и чувствительный тест. Процент ложноположительных и ложноотрицательных результатов крайне мал, поскольку тест обнаруживает генетический материал вируса – РНК.
Однако, если человек только заразился и концентрация вируса в крови небольшая, ПЦР-тест выявит его не сразу.
В случае COVID-19 нам многое неизвестно. Например, если симптомов нет, а ПЦР-тест положителен, означает ли это бессимптомное заболевание или инкубационный период? По моему опыту, пациенты с отсутствием симптомов могут заразить других. Недавно к нам поступила семья, которая заразилась от одного из членов, у которого не было симптомов.
ПЦР – наилучший метод при коронавирусе. «Хадасса» сейчас закупила оборудование для масштабного тестирования пациентов. Мы собираемся сделать 2000-3000 тестов в течение нескольких дней. Но нам нужны силы, средства и персонал. Мы работаем в поистине критических условиях. -
Как возраст и состояние здоровья влияют на риск заражения?
Вначале мы полагали, что дети не могут заразиться. Теперь мы знаем, что это не так. Дети могут заболеть, но переносят вирус в гораздо более легкой форме. Мы предполагаем, что дети до 10 лет менее подвержены инфекции.
Среди взрослых шансы заразиться одинаковы и не зависят от возраста. У пожилых повышен риск тяжелой формы заболевания.
Вот факторы, усиливающие этот риск:
- болезни легких, в том числе астма и эмфизема
- длительный стаж курения
- диабет
- онкологические заболевания
- сердечно-сосудистые заболевания
Насчет возраста есть одна особенность. Люди в 60 лет сейчас могут иметь здоровье, как у 40-летних. Сам по себе возраст не является фактором риска, все зависит от биологического возраста и здоровья каждого конкретного человека. Но по статистике – чем старше человек, тем выше риск осложнений.
Смертность при COVID-19 для взрослых составляет 1-2 %, для пожилых – ближе к 15 %. Риск заразиться для пожилых – не повышен, повышен риск тяжелого течения заболевания и летального исхода. Именно поэтому всем людям старше 70 особо рекомендовано оставаться дома на время пандемии.
-
Есть ли особые рекомендации для людей с пониженным иммунитетом – тем, кто проходит лечение от рака или страдает иммунодефицитом?
Я рекомендую общие меры безопасности и считаю, что им должен следовать каждый. Избегать толп, в общественных местах держать дистанцию 2 метра, ограничить прикосновения, по возможности оставаться дома, ограничить контакты при симптомах вируса, если есть ухудшения – пройти тест на коронавирус. В "Хадассе" мы взаимодействуем с пациентами только в полной инфекционной защите - очки, маска, перчатки, костюм - обязательны. В течение нескольких месяцев нам нужно предпринимать особые меры предосторожности. Только так мы сможем защитить всех, в том числе и группы высокого риска.