Интервью с проф. Ароном Поповцер: брахитерапия и DaRT
В данной серии статей мы публикуем интервью с проф. Ароном Поповцер – директором Института онкологии им. Шаретт в «Хадассе» (Иерусалим) - национальном центре по профилактике, лечению и исследованию рака.
Интервью проводил Беньямин Коэн, ведущий подкаста «Hadassah On Call».
Беньямин Коэн: Я знаю, что вы работаете с инновационным методом лечения рака - брахитерапией. Расскажите об этом?
Д-р Арон Поповцер: Есть два типа радиации. Классическая радиация – это то, что мы называем дистанционной лучевой терапией. В ней есть т.н. ускоритель. Ускоритель генерирует электроны, которые испускают фотоны или также электроны. При этом облучение происходит извне и воздействует на опухоль дистанционно.
Брахитерапия или контактная лучевая терапия – метод, при котором источник радиации помещается внутрь опухоли. Брахитерапия известна уже достаточно давно, и мы часто ее применяем. Уникальным методом, который сейчас исследуется в «Хадассе» является DaRT - диффузная альфа-излучающая радиационная терапия.
В данном методе вместо фотонов мы используем специфические характеристики альфа-излучения. Это излучение отличается от фотонного, оно очень сильное и очень эффективное. Более эффективное, чем любая другая радиация. Но оно крайне быстро высвобождается, т.е. с его помощью можно обработать только полсантиметра тканей. У этого свойства есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что данный метод эффективнее из-за его биологического воздействия. Минус в том, что если облучение неточно, оно может не покрыть всю область, которую нужно обработать.
Сейчас мы ищем способы увеличить область воздействия радиацией. Мы хотим быть уверены, что лечение в нужной дозе получает вся область, которая в этом нуждается. В то же время мы пытаемся не допустить токсичности и того, чтобы излучению подвергались здоровые, не пораженные раком ткани. В этом одно из основных преимуществ альфа-излучения: можно оказывать на опухоль сильное воздействие, не вызывая при этом токсичности.
Беньямин Коэн: То есть это как лазерный луч, направленный на опухоль, вместо облучения всего организма?
Д-р Арон Поповцер: Все верно. В стандартной лучевой терапии прицельность тоже важна. Но мы не можем избежать воздействия на здоровые ткани и облучению подвергаются несколько сантиметров с каждой стороны. Это большой объем здоровых тканей, подвергнутых радиации. При альфа-облучении можно очень точно воздействовать на пораженную область. Так мы уменьшаем токсичность. Второе преимущество заключается в том, что из-за характеристик и биологического воздействия альфа-частиц, мы можем лечить пациентов, которым не помогла стандартная лучевая терапия.
Мы также пытаемся комбинировать метод с обычной радиацией, иммунотерапией и различными типами химиотерапии. Это поистине потрясающее лечение, и сейчас оно доступно только в «Хадассе». Недавно пытался перевезти двух пациентов из Нью-Йорка, поскольку метод недоступен даже в клиниках США. К сожалению, этого не произошло из-за COVID. Мы надеемся, что, когда пандемия пойдет на спад, мы сможем вновь принимать пациентов со всего мира, и лечить их данной уникальной терапией.