Врачи разработали препарат специально для девочки с болезнью Баттена
Врачи из Бостонской больницы (США) разработали специальный препарат, чтобы скорректировать генетический дефект в ДНК девочки с болезнью Баттена. Вся процедура разработки заняла меньше года. Сейчас Миле Маковец 8 лет и ее состояние улучшилось – значительно сократилось количество судорожных припадков.
Болезнь Баттена – очень редкое заболевание, которое неизбежно прогрессирует и заканчивается летальным исходом.
Как развивается заболевание
Когда Миле было 3 года, ее походка изменилась – она стала подворачивать правую ногу вовнутрь. Через год сильно упало зрение. К 5 годам нарушение походки стало очевидным, девочка часто падала. В 6 лет Мила полностью утратила зрение, практически не разговаривала, у нее были судорожные припадки.
Болезнь Баттена может быть вызвана различными генетическими мутациями, которые препятствуют процессу распада и переработки вредных веществ в клетках. Излишек жировых веществ накапливается в клетках мозга, что постепенно приводит к их гибели.
Как семья обратилась за помощью
Когда родители Милы узнали о диагнозе и о том, что причина болезни – генетическая, они начали кампанию – «Фонд чуда для Милы», в надежде найти лечение.
«Однажды за ужином жена рассказала мне, что прочитала пост в Фейсбуке об одной семье из Колорадо, которой требовалась помощь», - рассказывает д-р Тимоти Ю.
Впервые он познакомился с Милой в январе 2017 года. То, что происходило в дальнейшем, не имеет прецедентов.
Бостонские медики провели полное экзомное секвенирование и обнаружили в ДНК девочки редчайшую мутацию, которая стала причиной болезни. Оставалось найти вещество, которое могло бы нивелировать этот дефект.
Специально для Милы был разработан препарат, который протестировали на собственных клетках Милы и на животных моделях. Затем исследователи добились одобрения препарата, который получил название Миласен, FDA.
Лечение начали 31 января 2018 года. Как правило, процедура разработки препарата – от экспериментов в лаборатории до клинических исследований и внедрения в практику -занимает около 10,5 лет. Команда из Бостонской больницы сделала все за год.
Мы знали, что ребенку становится хуже, и это мотивировало нас работать так быстро, как мы могли. Мы не знаем другого случая, когда лекарство было бы разработано подобным образом.
- говорит д-р Ю.
Что это означает для Милы
К сожалению, разработанный препарат не может отменить вред, уже причиненный заболеванием.
«В первый год результаты казались действительно впечатляющими и не было заметно, чтобы заболевание прогрессировало», - говорит д-р Ю.
Частота судорожных припадков у Милы снизилась с 15-30 в день, продолжительностью около 2 минут, до 0-20 в день, продолжительностью несколько секунд. Также семья сообщила, что девочка может лучше стоять и лучше глотать.
Однако на 2 год лечения появились признаки развития болезни, и Мила постоянно находилась под наблюдением.
«Мы думаем, что нам удалось значительно замедлить развитие болезни, и надеемся, что в дальнейшем нам удастся стабилизировать ее состояние», - говорит д-р Ю.
Он добавляет, что, если в подобных случаях начать терапию раньше – в 3 или 4 года, результаты могут быть совсем иными.
Как действует препарат?
Для того, чтобы использовать данный подход, нужно было точное понимание ситуации. У Милы не работал генетический механизм, отвечающий за построение определенного белка. Итоговый дефектный белок явился причиной болезни Баттена.
Чтобы воздействовать на создание белка, нужно промежуточное звено – информационная РНК (иРНК). На иРНК инструкция поступает напрямую от ДНК, и далее - в клеточные ядра, в область, где производятся белки.
Но создание такого «посыльного» связано с определенными трудностями. Не все части генетического кода копируются внутрь иРНК – некоторые вырезаются в ходе процесса, известного как сплайсинг. В случае Милы сплайсинг происходил с ошибкой, создавалось ложное сообщение и, как результат, дефектный белок.
Команда из Бостонской больницы разработала препарат, направленный специально на создание иРНК и регуляцию сплайсинга.
Подобный подход – терапия антисмысловыми олигонуклеотидами – используется в качестве инновационного лечения болезни Хантингтона.
Какова стоимость подобной разработки?
Во сколько обойдется подобная высоко персонализированная терапия – один из наиболее актуальных вопросов. Команда исследователей не разгласила, сколько они потратили на создание препарата.
Мы бы не стали продвигать идею, если бы не видели пути ее применения. Терапия должна быть доступной, в этом смысл
- говорит д-р Ю.
Новый подход в медицине?
На сегодняшний день известно более 7000 заболеваний, вызванных генетическими аномалиями. Для многих не существует какого-либо лечения.
Но не только пациенты с болезнью Баттена, или другими редкими заболеваниями могут получить пользу от данного подхода.
Врачи надеются, что по-настоящему персонализированная медицина, основанная на понимании генетических причин заболевания, может привести к переменам в медицине в целом.
Д-р Джанет Вудкок из отдела регуляции препаратов FDA говорит, что новый подход поднимает новые вопросы.
«Какие основания нужны для применения нового препарата? Даже если речь идет о быстро прогрессирующем, смертельном заболевании, тяжелые осложнения или смерть пациента недопустимы. Необходимо определить минимальные критерии безопасности нового средства.»