Новый подход к лечению рака прямой кишки

Вторичный анализ результатов исследования RTOG 0247 продемонстрировал высокие показатели общей выживаемости у пациентов, страдающих раком прямой кишки, которые перед хирургическим вмешательством прошли 2 различных курса химиотерапии одновременно с лучевой терапией. По результатам исследования, опубликованным в International Journal of Radiation Oncology • Biology • Physics (Red Journal), официальном научном журнале Американского общества радиационной онкологии (ASTRO), выпуск 1 января 2015 года, четырехлетняя общая выживаемость пациентов с местно-распространенным раком прямой кишки, которые проходили предоперационную лучевую терапию одновременно с лечением по одной из схем: иринотекан (irinotecan) плюс капецитабин (capecitabine) или оксалиплатин (oxaliplatin) плюс капецитабин составила, соответственно, 85 и 75 %. Данное исследование представляет собой анализ вторичных критериев эффективности исследования по оценке продолжительности жизни пациентов, а также причин неблагоприятного исхода лечения, проведенного Онкологической группой лучевой терапии (RTOG) 0247 и впервые опубликованного в 2012 г.

Рандомизированное многоцентровое клиническое исследование II фазы RTOG 0247 включало пациентов с местно-распространенным раком прямой кишки на стадии Т3 или Т4, которые проходили неоадъювантную химиолучевую терапию в период с марта 2004 по февраль 2007 года. В ходе анализа первичных критериев эффективности RTOG 0247 исследовалась полная патологическая ремиссия (ППР), чтобы определить, какой из режимов лечения необходимо изучать в дальнейшем. По предварительным результатам, в группе пациентов, проходивших лечение по схеме иринотекан плюс капецитабин, частота ППР составила только 10 %, в то время как в группе, где пациенты получали локсалиплатин и капецитабин, этот показатель составил 21 %.

В исследовании принимали участие 146 пациентов в 59-и лечебных учреждениях в период с марта 2004 по февраль 2007 года. Все участники проходили предоперационную лучевую терапию в тазовой области с дозой облучения 50.4 gy в течение более 5,5 недель. При этом 45 gy было доставлено за 25 сеансов (доза за один сеанс облучения составляла 1,8 gy, по 5 сеансов в неделю в течение пяти недель), а дополнительные 45 gy – за 3 сеанса облучения. Пациенты были рандомизированы (случайным образом распределены в группы) для прохождения химиотерапии согласно одному из двух режимов одновременно с лучевой терапией. Участники в первой группе проходили химиотерапию, которая включала 4-ех кратный прием иринотекана (по 50 мг/м2 внутривенно каждую неделю) и капецитабина (по 1200 мг/м2 в сутки перорально с понедельника по пятницу одновременно с лучевой терапией). Пациенты во второй группе проходили химиотерапию, состоящую из 5-ти кратного приема оксалиплатина (по 50 мг/м2 внутривенно каждую неделю) и капецитабина (по 1600 мг/м2 в сутки перорально с понедельника по пятницу одновременно с лучевой терапией). Все пациенты в обеих группах перенесли хирургическую операцию через 4-6 недель после завершения лучевой терапии, а также прошли постоперационную химиотерапию по схеме FOLFOX через 4-6 недель после операции. (схема FOLFOX содержит препараты окалиплатин (oxaliplatin), лейковорин (leucovorin), 5-фторурацил (5-fluorouacil) / 5-ФУ (5-FU), а также инфузию 5-ФУ).

Исследование в обеих группах было временно приостановлено в январе 2095-го года в связи с увеличение количества нежелательных явлений со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Исследование возобновилось в апреле 2005 года по улучшенному режиму химиотерапии. Всего 104 пациента, по 52 из каждой группы подходили для участия в данном исследовании. Критериями отбора пациентов были: возраст от 18 лет (средний возраст участников 57 лет), стадия заболевания Т3 или Т4, наличие потенциально операбельной опухоли прямой кишки, расстоянии локализации опухоли менее 12 см от края ануса, отсутствие отдаленных метастазов; функциональный статус Zubrod от 0 до 2 (шкала оценки состояние здоровья пациента по Зуброду от 0 до 4, где «0» означает, что пациент полностью активен и может выполнять любые действия без ограничений, а «4», что пациент полностью нетрудоспособен, не может обслуживать себя сам и полностью прикован к креслу или кровати»); нормальное функционирование кровеносной системы, почек, сердца и печени.

Обследование пациентов проводилось каждую неделю в ходе комбинированного лечения, а также перед операцией и перед началом каждого цикла постоперационной химиотерапии. Последующее наблюдение за пациентами осуществлялось каждые 3 месяца в течение первых двух лет после окончания лечения, раз в полгода в течение следующих 3 лет и затем раз в год. Средняя продолжительность периода наблюдения в первой группе составила 3,77 лет (от 0,19 до 5,23), во второй группе 3, 97 лет (от 0,44 до 5,15)

По результатам анализов долгосрочных данных исследования RTOG 0247, за 4 года наблюдения общая выживаемость (ОВ) пациентов из первой группы (схема лечения «иринотекан плюс капецитабин») составила 85 % (44 человека); выживаемость без признаков заболевания (ВБПЗ) – 68 % (35), количество местно-регионарных рецидивов (МРР) – 16 % (8), отдаленных рецидивов (ОР) – 24 % (12) и вторичных/первичных рецидивов (ВП) – 2 % (1). За 4 года наблюдение у пациентов из второй группы ОВ составила 75 % (39 человек), ВБПЗ – 62 % (32), МРР – 18 % (9), ОР – 30 % (16) и ВП – 6 % (3). Все показатели рассчитаны с доверительным интервалом 95 %.

«Проведенные анализы по материалам RTOG 0247 подтвердили эффективность двух режимов предоперационной химиотерапии в сочетании с лучевой терапией», утверждают Нил Дж. Меропол, д. м. н., соавтор исследования и д-р Лестер И. Колман, профессор в области лечения и исследования онкологических заболеваний, заведующий отделением онкологии и гематологии в университетской клинике медицинского центра Кейза и Западном резервном университете Кейза. Высокие показатели выживаемости пациентов за продолжительное время подтверждают, что оба режима постоперационной химиотерапии являются высокоэффективным лечением пациентов с локализованным раком прямой кишки, несмотря на невысокие показатели частоты полного патологического ответа, опубликованные в 2012 году. Необходимо найти новые биомаркеры, помимо локальной ремиссии, которые помогали бы выявлять пациентов, для которых данный метод лечения будет наиболее эффективным, а также тех, кому необходимо более радикальное лечение».

Остались вопросы?
Напишите нам и мы свяжемся с вами в течение ближайшего времени и ответим на все интересующие вопросы