Наверное, каждого, кто когда-либо посещал курсы иностранных языков или изучал второй язык в школе/институте, интересовал вопрос, почему некоторые люди быстрее других усваивают новый материал?
Ученые из Вашингтонского университета считают, что ответ кроется в характере мозговой активности человека.
Измерив электрическую активность мозга в состоянии покоя, можно с большой вероятностью предсказать, насколько быстро тот или иной человек сможет усвоить второй, третий и т.д. языки. Данное открытие сможет быть полезно не только для работников сфер, требующих скорейшего освоения языков (спецслужбы, политики, дипломаты), но и для всех людей, стремящихся к получению новых знаний.
Ведущий автор исследования, д-р Чантель Прэт, профессор Института обучения и наук о мозге при Вашингтонском университете, утверждает, что полученные с помощью ЭЭГ данные могут на 60 % предсказать способности человека к изучению языков.
В ходе эксперимента 19 добровольцев в возрасте от 18 до 31 лет на протяжении 2 месяцев дважды в неделю посещали университет, где по 30 минут изучали французский язык с помощью специальной компьютерной программы, разработанной для сотрудников спецслужб. Программа рассчитана на 20 часов и предполагает самостоятельное продвижение от одного учебного модуля к другому, по мере усложнения. С помощью встроенного распознавателя голоса пользователи также могут проверять свое произношение.
Чтобы оценить прогресс учеников, исследователи периодически проводили тесты, которые также показывали, насколько быстро тот или иной участник усваивает новый материал.
Дважды – перед началом курса и после окончания, Чантель Прэт собирал участников, просил их сесть поудобней, закрыть глаза и глубоко дышать в течение 5 минут. Затем им одевали электронцефалографы и замеряли активность церебральной коры, которая отвечает за восприятие, внимание и память.
«Записи т.н. «мозговых волн» отражают синхронизированную активность крупных нейронных сетей. Мы обнаружили, что чем больше колебаний происходит в бета-частотах (частоты мозга, связанные с памятью и языком), тем быстрее человек усваивает иностранный язык», - комментирует ученый.
Для подтверждения результатов, в конце программы добровольцы выполняли финальный тест. Оказалось, что участники с повышенной бета-активностью нейронных сетей в два раза быстрее усваивали французский язык. Д-р Прат, тем не менее, отмечает, что с помощью измерения мозговой активности можно достоверно оценить лишь один параметр – скорость изучения языка. Другие участники, не продемонстрировавшие высокую бета-активность церебральной коры, также успешно осваивали новый материал.
«Для освоения нового языка важна не только скорость», - замечает Прат. «Необходимо также иметь достаточную мотивацию, терпение и привычку к постоянному обучению».
В дальнейшем д-р Прат собирается исследовать способы улучшения мозговой активности с помощью специальных тренировок. Изучая индивидуальные особенности мозга, мы выявляем важнейшие аспекты запоминания и обучения и, с их помощью, можем улучшить всю систему образования. В условиях стремительной глобализации, знание нескольких языков является важнейшим навыком практически любого специалиста.