COVID-19 и запоздалая диагностика рака у детей
Доктор Галь Голдштейн заведующий отделением детской онкогематологии клиники «Хадасса» вместе с коллегами из других медицинских центров Израиля опубликовали статью, посвященную проблеме несвоевременной диагностики и запоздалого лечения онкологических заболеваний у детей во время пандемии COVID-19.
Авторы описывают 17 случаев, зарегистрированных в четырех медицинских центрах Израиля в период с апреля по октябрь 2020-го г., в которых была значительная задержка постановки диагноза и начала лечения. Это количество составляет около 10% от общего числа детских пациентов, у которых диагностировали онкологическое заболевание за этот период.
Пример запоздалой диагностики.
Пациентка 14-ти лет с жалобами на постепенно нарастающую слабость и одышку при усилии (на определенном этапе, даже при таком минимальном усилии, как попытка встать на стул). Родители девочки обратили внимание на отсутствие аппетита и снижение веса на 5 кг за 3 месяца. Родители неоднократно связывались с семейным врачом, но им было отказано в очном осмотре в поликлинике, по причине COVID-19-ограничений. Сначала была дана рекомендация пройти психологическое обследование в связи с подозрением на расстройство пищевого поведения. Трижды пациентка была вынуждена находиться на двухнедельном карантине по причине контактов с больными COVID-19 и по этой причине не могла прийти в поликлинику. Когда у пациентки поднялась температура и появился кашель, ей также было отказано в разрешении посетить поликлинику из-за подозрений на COVID-19. Проверки на COVID-19 пациентка проходила неоднократно и все результаты были отрицательные.
Три месяца спустя после первичных жалоб, увеличились лимфатические узлы надключичной области, доктор осмотрел пациентку за пределами поликлиники и экстренно направил в приемный покой. Физический осмотр в приемном покое выявил увеличение селезенки и печени, а также увеличенные лимфатичексие узлы в различных зонах. Рентген грудной клетки и, позднее, КТ обнаружили крупное объемное образование средостения и большое количество избыточной жидкости в пространстве вокруг левого легкого (плевральный выпот). Ребенок был незамедлительно госпитализирован в отделени интенсивной терапии для проведения межрёберного дренажа.
Результаты биопсии увеличенного надключичного лимфоузла соответствовали диагнозу «лимфома Ходжкина». Было начато лечение по протоколу EuroNet-PHL-C2.
Пример запоздалого выявления рецидива.
Пациентка 15-ти лет после успешного лечения остеогенной саркомы дистального отдела правой бедренной кости. Через год после наступления ремиссии, плановая КТ легких без контрастного вещества выявила возможные признаки метастаз или гемангиомы в селезенке. Для уточнения диагноза пациентка была направлена на КТ брюшной полости с трехфазным контрастированием. Из-за страха заразиться COVID-19 пациентка не явилась на обследование и не назначила новую дату.
Полгода спустя пациентка обратилась в больницу с жалобами на неспецифическую боль. КТ брюшной полости показала гемангиому селезенки, однако КТ грудной клетки продемонстрировала два метастаза в легких. Была проведена операция по резекции метастазов и удалению средней доли правого легкого.
Пример онкологического диагноза «замаскированного» параллельным течением инфекции COVID-19.
Пациент 9-ти лет с жалобами на боль в животе и вздутый живот. Пациент вслед за своим отцом сдал положительный тест на COVID-19. Спустя некоторое время поднялась температура, началась диарея, вздутие живота увеличилось, появилась желтуха. По причине нахождения в карантине консультации с врачами проходили в режиме «онлайн» и врачи убедили родителей, что, скорее всего, речь идет о симптомах COVID-19. Месяц спустя, на фоне усугбления симптомов мама ребенка заметила пожелтение глаз и отправила фотографии детскому врачу. Доктор направил ребенка экстренно в приемное отделение. В больнице у пациента были выявлены большой правосторонний плевральный выпот, гепатит, холестаз, повышенный уровень билирубина, панкреатит, внутрибрюшная гипертензия, ранние признаки синдрома лизиса опухоли, включая острую почечную недостаточность. Результаты теста на COVID-19 на этот момент были уже отрицательные. На основании результатов цитологического анализа плевральной жидкости был поставлен диагноз «лимфома Беркитта». После стероидной терапии пациент начал первый курс химиотерапии.
Пример запоздалого начала лечения.
Пациентке 15-ти лет был поставлен диагноз «острый миелоидный синдром» после месяца жалоб на слабость и двух недель легкого головокружения. Врачами было принято решение о проведении экстренной трансплантации костного мозга. Трое из ее братьев и сестер оказались совместимыми донорами костного мозга. Перед началом подготовки к процедуре ТКМ у обоих родителей пациентки был обнаружен COVID-19. У самой пациентки результаты теста оказались отрицательными, и она была переведена в карантинное отделение. Неделю спустя, у двоих из ее братьев и сестер также был выявлен COVID-19, а третий был вынужден соблюдать двухнедельный карантин из-за контакта с ними. В итоге ТКМ была отложена почти на месяц. В период ожидания забора костного мозга у донора пациентка заразилась острым инфекционным заболеванием, что еще больше отсрочило проведение ТКМ, повысило риски рецидива и неудачного результата лечения.
Итоговая таблица по всем 17- ти пациентам.