Страх заболеть приводит к синдрому Анджелины Джоли

В современной западной культуре политизация и коммерциализация проблем здравоохранения вызвали феномен «хелсизма» (от английского слова «health», - здоровье) – категоричной идеи о необходимости вести здоровый образ жизни и всеми возможными способами избегать любых болезней. Данный подход подразумевает критику всего, что не укладывается в «гламурные» стандарты молодости, стройности и красоты. В своих крайних формах хелсизм приближается к евгенике – учении о выборе «правильной» наследственности человека. «Простое беспокойство о своем здоровье и внешнем виде может привести к чрезвычайным мерам, таким, как хирургические операции на здоровом теле», - утверждает Евгения Гольман, преподаватель факультета Социальных наук в ВШЭ (Высшая школа экономики), в своей статье, опубликованной в «Журнале исследований социальной политики».

В последнее время в СМИ часто упоминается т.н. «синдром Анджелины Джоли», что подразумевает сильное беспокойство человека по поводу возможного возникновения опасных заболеваний. Данный синдром проявляется не только в тщательном слежении за состоянием своего здоровья, но также и в профилактических мерах для предотвращения возможных заболеваний, в том числе, ненужных хирургических операциях. Нашумевший случай, когда актриса перенесла мастэктомию в качестве профилактики рака молочной железы, относится к симптомам данного синдрома и явно попадает под концепцию хелсизма.

Конечно, история Анджелины Джоли – это крайнее проявление «нового понимания здоровья». Более распространенные проявления хелсизма включают диетный бум, растущую популярность фитнесса, пластической хирургии и органической пищи, а также мобильных приложений для отслеживания показателей здоровья. Подобный «культ тела» активно поддерживается салонами красоты, предприятиями по производству биоактивных добавок и органических продуктов, фитнесс- и йога-центрами, и даже медицинскими учреждениями во многих странах.

«Современная политика здравоохранения имеет тенденцию перекладывать ответственность за здоровье населения с медицинских организаций на самого человека, а также смещать фокус внимания с лечения на профилактику патологий, которые могу являться чисто гипотетическими», - пишет Евгения Гольман в своей статье «Новое понимание здоровья в политике и повседневной жизни: причины, основные направления и проблематика».

Профилактические меры, разумеется, помогают предотвратить множество заболеваний, а также сберечь силы и средства отдельных семей и государства в целом. Однако если имеет место неправильная оценка риска заболеваний, а красота и здоровье понимаются лишь в узком, коммерциализированном смысле, это может привести к массовым неврозам и зацикленности на моде хелсизма. Наиболее опасным аспектом такого подхода является критика и осуждение всего, что не соответствует идеализированному понятию о «здоровом образе жизни».

Мания здоровья приводит к неврозам и дискриминации

Здоровый образ жизни становится чем-то вроде социальной и личной обязанности каждого человека, а все, что противоречит данной концепции критикуется и осуждается. Вне сомнений, это порождает социальный конфликт, считает Евгения Гольман. Иными словами, рациональное беспокойство о своем здоровье перерастает в абсурд, особенно остро проявляющийся в СМИ. Молодое, красивое и подтянутое тело теперь не просто является идеалом глянцевых журналов, но и позиционируется как необходимая составляющая социально-экономического статуса человека и даже его социальная «ценность». Меж тем все, что не вписывается в стандарты «здоровья и красоты», начиная от избыточного веса и заканчивая индивидуальными особенностями лица, может стать объектом критики и дискриминации.

Хелсизм – это глобальное явление, которое стремительно распространяется в современном мире. Данная политика имеет множество последствий, начиная от культуры общества потребления, конкуренции на «брачном рынке» и присваивании женщинам определенной гендерной роли (забота о здоровье и внешнем виде членов семьи) заканчивая политикой в сфере здравоохранения. Автор объясняет подобные проявления хелсизма «политизацией здоровья и экономической целесообразностью для снижения затрат на здравоохранение», социальной трансформацией, такой же, как культ индивидуализма, а также «медикализацией повседневной жизни». Все эти факторы приводят к тому, что здоровье становится равнозначным высокому социальному статусу, желанным и престижным образом жизни.

На данном этапе такое стремление кажется понятным и обоснованным. Однако в своих крайних формах хелсизм превращается в регулярное, тщательное наблюдение за своим телом. Человек не только навязчиво следит за состоянием своего здоровья, но и находит у себя признаки заболеваний, которых на самом деле нет. Подобные привычки имеют и положительную сторону, например при регулярных занятиях фитнессом и приверженностью к здоровому питанию, однако, в крайней форме приводят необоснованным страхам, неврозам и различным соматическим проявлениям.

Поскольку вышеописанное понимание «здоровья» становится все более популярным, появляется тенденция к субъективной оценке человека на основании его приверженности к «здоровому образу жизни».

С подобной оценкой люди сталкиваются ежедневно – в медицинских учреждениях и социальной рекламы, а также от людей, с которыми они взаимодействуют в повседневной жизни. «Чем меньше внешний облик человека соответствует существующим стандартам здоровья и красоты (подтянутое и привлекательное тело), тем больше риск того, что он столкнется с негативной оценкой своих личных и профессиональных качеств», - отмечает Евгения Гольман.

Особое давление хелсизма испытывают женщины

В традиционной модели семьи именно женщина несет ответственность за здоровье и хорошее самочувствие членов семьи. Теперь к этой модели присоединяются также требованиями хелсизма, который приобрел особую популярность среди женщин, диктуя нормы здоровья и красоты. «Двойное давление гендерных стереотипов и хелсистских канонов здоровья и внешнего вида приводит к появлению у женщин чувства вены возрастанию стрессу», - считают эксперты-социологи. И поскольку в современном мире явно наблюдается тенденция смешивать здоровье с внешней привлекательностью, то понятия о реальном состоянии организма, т.е. правильном функционировании всех органов и систем и представления о внешней привлекательности сливаются воедино. В результате, задачей медицины становится не только хорошее самочувствие, но и привлекательный внешний вид.

Хелсизм не для людей, а для пациентов

Передовые медицинские технологии в каком-то роде становятся самоцелью. Их влияние на различные области жизни привели к медикализации повседневной жизни. Развитие «наблюдательной медицины» происходило на протяжении 20-го века. Данная модель здравоохранения размывает границы между понятиями здорового человека и пациента, поскольку под наблюдением оказываются все», - утверждает Евгения Гольман, ссылаясь на британского социолога Дэвида Армстронга. Таким образом, медицина оказывается частью повседневной жизни, а любой человек априори рассматривается как пациент, вне зависимости от состояния здоровья.
В передовой медицине часто используются понятия «возможности» и «риска», ведутся подсчеты вероятности возникновения той или иной патологии в долговременной перспективе. Косвенно это ведет к появлению т.н. «бессимптомных больных» (термин британского социолога Эндрю Вебстера). Такие пациенты проходят длительный курс обследований и продолжают наблюдаться у врача, несмотря на отсутствие какого-либо подтвержденного диагноза.

«Здоровый образ жизни» успешно коммерциализирован в современном мире. К примеру, все большую популярность приобретают фитнес-браслеты, позволяющие отслеживать уровень физической активности и качество сна человека. Здесь также можно упомянуть различные мобильные приложения.

Так или иначе, результатом подобного «культа здоровья» явилось то, что люди с избыточным весом или любая другая группа людей, которые по каким-либо причинам не придерживаются фитнеса и здорового питания, а также люди с инвалидностью как бы исключаются из общества «сознательных людей». Именно по этой причине социологи говорят о том, что хелсизм схож с евгеникой, поскольку он «приравнивает здоровье к патриотизму и порядочности, что дает почву для социальной изоляции, возрастной дискриминации вплоть до расизма».

Хелсизм приближается к евгенике

Как полагает Гольман, сходства хелсизма и евгеники ясно прослеживаются в этических вопросах, которые ставит «новая генетика», особенно в отношении генетического тестирования будущего ребенка. Полная диагностика генетических нарушений может привести к росту абортов. Существует опасность смещения фокуса внимания медицины с терапевтической роли на ликвидацию того, на что повлиять нельзя», - говорят исследователи, разделяя мнение Дэвида ле Бретона, французского социолога и антрополога.

Развитие «новой генетики» также открывает потенциал для генной инженерии в отношении обнаружения «плохих» генов, ответственных за определенные заболевания и в перспективе исключения их из структуры ДНК», - добавляет Евгения Гольман.

Необходимо провести социальную экспертизу по вопросам хелсизма, заключают исследователи. Необходимо тщательно изучить возможные побочные эффекты данной концепции. Существует высокий риск того, что настойчивая пропаганда «здорового образа жизни» негативно отразится на уязвимых социальных группах и приведет к социальной дискриминации.
Остались вопросы?
Напишите нам и мы свяжемся с вами в течение ближайшего времени и ответим на все интересующие вопросы